Диалог-диспут Вималакирти и Манджушри о непостоянстве

Диалог-диспут Вималакирти и Манджушри о непостоянстве, как «корне всего, не имеющего собственного корня», проникает в самую суть недвойственности, центрального понятия используемого Вималакирти в своих разъяснениях.
Вот некоторые из Его рекомендаций «по жизни и за её пределами»:

1.Если ты считаешь, что твою жизнь отравляют некие «вредные» понятия, то заканчивай с ними бороться; просто минимизируй тот вред, который, как тебе кажется, они наносят.
2.Ничего не откладывай ни на секунду («Не жди смерти для достижения единства со всеми вещами»)
3.В своём поиске просветления и освобождения не поднимайся над людьми («не устраняй тупость и любовь-привязанность»)
4. Вот классический заход на двойственность: яды — это противоядия, рабство — свобода и т. д.
5.Хочешь жить как святой — живи, но не жди никакого результата от такой жизни. И вообще сторонись разделения святой-мирской.
6.Иди во все направления. Не прилипай ни к одному из путей.
7.Знай пределы логических рассуждений.
8. Основа всего в законе сохранения энергии: ничего нельзя ни создать, ни разрушить — и это называется непостоянство.
9.Страдание приходит вместе с забвением выдуманности твоей личности
10. «Пустота» указывает на то, что вещи подвешены в твоем воображении и не существуют за его пределами.
11 . Не видь разницы — что ты есть, что тебя нет.
12. Высшее блаженство возникает с осознанием, что все вещи — волшебный и неизменный мираж.
13.Все образы в твоей голове иллюзорно возникают и исчезают, не задерживаясь ни на мгновение, подобно вспышке молнии, так быстро, что между ними не вставишь и одной мысли: подобно сновидению и пламени, отражению луны в воде или лица в зеркале.
Все они порождаются неверным пониманием как обстоят дела на самом деле.
Тот, кто в это верит, соблюдает дисциплину, а тот, кто знает как факт — может искусно толковать.
14.Устранение фокусировки на обыденном убивает в тебе демонов, очищает восприятие, избавляет от обид, хранит от бед, снимает оковы, отключает систему свой-чужой, прощает долги, успокаивает, дарит радость, сохраняет в безмятежности и спасает от всех бед. Из своей каждодневной жизни при этом устраняться не обязательно.
15.Не морочь себя: просветления ни развить, ни избежать невозможно. После прекращения существования-страдания дальше уже нечему прекращаться.
16. Не упирайся в частности и не склоняй их
17. Запредельные поступки вручают шесть паранормальных способностей
18.Освободиться — всего лишь отвернуться от всех чувственных сигналов
Пять сторон личности — смертные враги, четыре стихии, составляющие тело, подобны ядовитым змеям, а органы чувств и их объекты пусты как пространство.
20. « Совершенство энергичности» — есть необходимое условие преодоления собственных тела и ума.
21. Акцент на непостоянстве тела, но никак не на отвращении к нему; страдании тела, но не на отключении сигналов. Отсутствие хозяина в теле. Отказ от стереотипов, но без выпадения в прошлое.
22.Откуда берётся страдание? Ведь это просто эхо сформировавшихся стереотипов и прошлых неврозов. И кто в результате страдает? Ведь тело сформировали четыре стихии, у которых нет никаких личностей, однако из-за привязанности к этой самой личности и возникает страдание. С этим знанием отвяжись от концепции личности и живого существа.
23.Любое представление о Пути — это твоё заблуждение и проклятье, воздерживайся от него всеми силами. От чего конкретно воздержаться — от представления как о субъекте, так и объекте, то есть различения свой-чужой благодаря практике беспристрастности. Что такое беспристрастность? Сворачивание всех антагонистов, типа эго и нирваны, на основании обоюдной пустотности. Почему твержу про пустотность? Потому, что всё это только имена, и ничего более за ними не стоит. Когда всё свернешь воедино, то освободишься от всех заболеваний, кроме самой идеи пустоты, которая также иллюзорна, и подлежит растворению
24. Отсекать сам источник болезней, который в привязанности к трем мирам. Как его отсечь? Помнить, что найти там ничего невозможно, а следовательно и не к чему привязываться. Что подразумевается под найти ничего невозможно? Имеется в виду, что помимо дуальных взглядов (неврозов) нет более ничего, что можно было бы иметь. Что такое дуальные взгляды? Это всепроникающее опознавание свой-чужой
25. Если называют храбрым, значит, ты победил ненависть
26. Размышляй: «Поскольку моё страдание выдумано и не существует, то таковы же страдания всех живых существ». Но если в процессе такого размышления, даже развив великое сострадание из любви к живым существам, ты привязался к этой точке зрения, то немедленно отвяжись! Точки зрения проистекают от «любви» (притяжения) к «жизни» (инерционному движению) и «ненависти» к «смерти» (прекращению). Воздерживаясь от такой «любви», освободишься и от «ненависти» — что бы с тобой потом не случилось, привязанность к точкам зрения не будет препятствовать: освободишься от помех и сможешь толковать Доктрину всем «живым», освобождая их от рабства. Не бывает такого, чтобы, будучи сам повязан, мог развязать другого.
27. Где завязывание, а где развязывание? Цепляешься за безмятежный ум — повязан, принимаешь рождение для освобождения других — развязан.
Связан знанием, которому недостает умения, но освобождается знанием, опирающемуся на умения; связан умением без должного знания, но освобождается умением, подкрепленным знанием.
28. Созерцай тело неотделимым от болезни, а болезнь — всегда присущую телу, поскольку и болезнь, и тело живут «в моменте», а не «пребывают» в прошлом или в будущем; это называется «знание жизни».
А сохранять больное тело и не уходить — это «умение жить»
29. Коли уж ты заболел… не держись за свой ум и не отпускай его: отпустишь — безумство, вцепился — неуверенность, так что избегай обоих. Погружённый в пространство рождения-смерти, не давай ему в себя проникать, а пребывая в блаженстве, не беги от страдания.
То, что за пределами чистоты и загрязнений, и есть твоя практика.
То, что ни мирское и ни святое, являет собой твоё развитие.
Хоть и не демон, но спускаешься в ад — таково твоё поведение.
Ищешь всезнания, но не чокнутый профессор — таково твоё движение.
Исследуешь астрал, он не уходишь в чистый Свет — такова твоя практика.
Помогаешь всем живым, но не привязался — таково отношение.
Не впадаешь в истерики, но не зациклился на пустоте тела и ума.
Проходишь через три мира, но не порождаешь идей.
30. Пока боишься смерти и последующего рождения, форма, звук, запах, вкус и осязание будут теребить, а перестав бояться — получишь иммунитет ко всем ощущениям
31.В присутствии гордых своими достижениями, Будда говорил, что на пути к освобождения важно удерживаться от похоти, ненависти и тупости, а негордым объяснял что суть похоти, ненависти, глупости и есть само освобождение
32.Не погрузившись в океан, никогда не найдёшь бесценного жемчуга.
Точно так же, не нырнув в океан относительных знаний, никогда не отыщешь драгоценное всезнание.
Тот, кто прочувствовал острый дискомфорт умственного, эмоционального и телесного напряжения, отшатнулся от него, в точности занял неактивную позицию и теперь испытывает великое блаженство — он уже не способен к дальнейшему продвижению к Просветлению
33.Люди тупы, но их умы подобны обезьянам, поэтому для обучения используют страшные рассказы об адах и посмертных муках, соблюдении и нарушении запретов, помехах и не-помехах, чистоте и скверне, мирском и божественном, самсаре и нирване.
Как животных дрессируют палкой, чтобы почувствовали боль и стали легко управляемыми, так и упрямцев и закостенелых людей можно изменить лишь с помощью горьких и резких слов
…….
Отдельного упоминания заслуживает определение Просветления, данное Вималакирти:
Просветление неподвижно и не цепляется за формы (как мышление), ибо сметает их все.
Просветление невидимо, ибо лежит вне причин.
Не строит границы, ибо прекращает вспоминание и мышление.
Пресекает мышление, ибо свободно от всех точек зрения.
Спасает от поворота назад, ибо препятствует превратным мыслям.
Кладёт конец желанию, ибо воздерживается от жаждания.
Не реагирует, ибо сметает всякую привязанность.
Спокойно в самом себе, ибо не враждует с собственной природой.
Такое как есть, ибо пребывает в нерушимой Доктрине.
Стало таким, ибо достигло НАСТОЯЩЕГО.
Без полюсов, ибо сторонится как интеллекта, так и его объектов.
Беспристрастно, ибо всёохватывающе.
Замерло, ибо не вступает в рождение, бытие и смерть.
Всезнающе, ибо распознаёт умы всех живых.
Ничего не объединяет, ибо ни с чем не сражается.
Высвобождает, ибо рвёт связь с привычками.
Необнаруживаемо, ибо за пределами форм и очертаний. Безымянно, ибо «пусто».
Подобно безумному призраку, который ничего не принимает и не отвергает.
Неразрушимо, ибо всегда безмятежно в самом себе.
Абсолютно безмолвно в силу своей чистой и ясной природы.
Ничего не принимает, ибо в стороне от привязанностей.
Не отличает одного от другого, ибо бесстрастно.
Не сравнивает, ибо не занимается описаниями.
Глубокое и тончайшее, хоть и не погружается в частности, но знает всё.
…….
Далее Вималакирти наставляет Шарипутру относительно Доктрины:
Если возникли мысли о смерти и рождении, значит ты, встав на путь смерти и рождения, отошёл от Доктрины. Доктрина — абсолютна и безупречна; но если ты загрязняешься мыслью о Доктрине и даже о нирване, это загрязнение противодействует поискам Доктрины.
Доктрину невозможно практиковать, и если её берут в качестве практики, это подразумевает какой-то объект практики и не является поисками Доктрины.
Доктрина за пределами хватания и отвергания, и если ты хватаешь или отвергаешь её, это является хватанием или отверганием чего-то ещё, а не поисками Доктрины.
Доктрина за пределами местоположения, но если ты даёшь ей место, это представляет собой привязку к пространству, а никак не поиск Доктрины.
Доктрина бесформенна, но если ты, чтобы воспринять Доктрину, полагаешься на форму, это лишь отыскивание формы, а не поиски Доктрины.
Доктрина — не местопребывание, но если ты хочешь остаться в ней, это — пребывание в предметной, объективной Доктрине, но не поиски абсолютной Доктрины.
Доктрину невозможно ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать, ни узнать, но если ты хочешь увидеть, услышать, почувствовать и узнать её, это суть функционирование твоего различающего видения, слышания, чувствования и знания, а не поиски Доктрины.
Доктрина бездеятельна, но если ты занят мирскими деяниями, это является поисками мирского образа жизни, а не поисками Доктрины.
Поэтому, Шарипутра, поиски Доктрины не предполагают отыскивания чего бы то ни было.
………………
Манджушри спрашивает Вималакирти о том, как ему смотреть на живые существа:
Смотри на живые существа как фокусник смотрит на результаты своих фокусов; как мудрец смотрит на отражение луны в воде, как на эхо зовущего голоса, как на облака в небе, как на улетучивающуюся пену, как на пузырьки воздуха в воде,
как на пустую сердцевину сгнившего дерева,
как на вспышку молнии,
как на несуществующий в природе элемент или сигналы несуществующего органа чувств,
как на зрение слепого,
как на след птицы в воздухе, как на ребёнка бесплодной женщины, как на сон о пробуждении во сне, как на дым без огня.
Дальнейшая серия ответов Вималакирти на вопросы Манджушри раскладывает всё по полочкам:
Как избежать любви к рождению и страха к смерти?
— Черпай силу в достижениях Победителя. — Как?
— Освобождай все живые существа.
— А как их освобождать?
— Устраняй стереотипы, снимай неврозы.
— Каким образом?
— Поддерживай полное внимание.
— Как его поддерживать?
— Внимательно оберегай нерождённое и неумирающее.
— Что есть нерождённое и что есть неумирающее?
— Нерождённое есть зло, которое не возникает, а неумирающее есть добро, которое не кончается.
— Откуда возникают добро и зло?
— Из тела.
— Откуда возникает тело?
— Из желания.
— Откуда возникает желание?
— Из выдуманных отличий «свой-чужой».
— Откуда берутся выдуманные отличия?
— Из искажённого непрямого мышления.
— Откуда возникает искажённое мышление? — Из непостоянства.
— Откуда берется непостоянство?
— Непостоянство ниоткуда не берется, Манджушри, это из него берутся все вещи.

Комментарии закрыты.

Этот сайт использует куки для улучшения вашего опыта. Мы предполагаем, что вы в порядке с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Далее