Диалог-диспут Вималакирти и Манджушри о непостоянстве

0


Диалог-диспут Вималакирти и Манджушри о непостоянстве, как «корне всего, не имеющего собственного корня», проникает в самую суть недвойственности, центрального понятия используемого Вималакирти в своих разъяснениях.
Вот некоторые из Его рекомендаций «по жизни и за её пределами»:

1.Если ты считаешь, что твою жизнь отравляют некие «вредные» понятия, то заканчивай с ними бороться; просто минимизируй тот вред, который, как тебе кажется, они наносят.
2.Ничего не откладывай ни на секунду («Не жди смерти для достижения единства со всеми вещами»)
3.В своём поиске просветления и освобождения не поднимайся над людьми («не устраняй тупость и любовь-привязанность»)
4. Вот классический заход на двойственность: яды — это противоядия, рабство — свобода и т. д.
5.Хочешь жить как святой — живи, но не жди никакого результата от такой жизни. И вообще сторонись разделения святой-мирской.
6.Иди во все направления. Не прилипай ни к одному из путей.
7.Знай пределы логических рассуждений.
8. Основа всего в законе сохранения энергии: ничего нельзя ни создать, ни разрушить — и это называется непостоянство.
9.Страдание приходит вместе с забвением выдуманности твоей личности
10. «Пустота» указывает на то, что вещи подвешены в твоем воображении и не существуют за его пределами.
11 . Не видь разницы — что ты есть, что тебя нет.
12. Высшее блаженство возникает с осознанием, что все вещи — волшебный и неизменный мираж.
13.Все образы в твоей голове иллюзорно возникают и исчезают, не задерживаясь ни на мгновение, подобно вспышке молнии, так быстро, что между ними не вставишь и одной мысли: подобно сновидению и пламени, отражению луны в воде или лица в зеркале.
Все они порождаются неверным пониманием как обстоят дела на самом деле.
Тот, кто в это верит, соблюдает дисциплину, а тот, кто знает как факт — может искусно толковать.
14.Устранение фокусировки на обыденном убивает в тебе демонов, очищает восприятие, избавляет от обид, хранит от бед, снимает оковы, отключает систему свой-чужой, прощает долги, успокаивает, дарит радость, сохраняет в безмятежности и спасает от всех бед. Из своей каждодневной жизни при этом устраняться не обязательно.
15.Не морочь себя: просветления ни развить, ни избежать невозможно. После прекращения существования-страдания дальше уже нечему прекращаться.
16. Не упирайся в частности и не склоняй их
17. Запредельные поступки вручают шесть паранормальных способностей
18.Освободиться — всего лишь отвернуться от всех чувственных сигналов
Пять сторон личности — смертные враги, четыре стихии, составляющие тело, подобны ядовитым змеям, а органы чувств и их объекты пусты как пространство.
20. « Совершенство энергичности» — есть необходимое условие преодоления собственных тела и ума.
21. Акцент на непостоянстве тела, но никак не на отвращении к нему; страдании тела, но не на отключении сигналов. Отсутствие хозяина в теле. Отказ от стереотипов, но без выпадения в прошлое.
22.Откуда берётся страдание? Ведь это просто эхо сформировавшихся стереотипов и прошлых неврозов. И кто в результате страдает? Ведь тело сформировали четыре стихии, у которых нет никаких личностей, однако из-за привязанности к этой самой личности и возникает страдание. С этим знанием отвяжись от концепции личности и живого существа.
23.Любое представление о Пути — это твоё заблуждение и проклятье, воздерживайся от него всеми силами. От чего конкретно воздержаться — от представления как о субъекте, так и объекте, то есть различения свой-чужой благодаря практике беспристрастности. Что такое беспристрастность? Сворачивание всех антагонистов, типа эго и нирваны, на основании обоюдной пустотности. Почему твержу про пустотность? Потому, что всё это только имена, и ничего более за ними не стоит. Когда всё свернешь воедино, то освободишься от всех заболеваний, кроме самой идеи пустоты, которая также иллюзорна, и подлежит растворению
24. Отсекать сам источник болезней, который в привязанности к трем мирам. Как его отсечь? Помнить, что найти там ничего невозможно, а следовательно и не к чему привязываться. Что подразумевается под найти ничего невозможно? Имеется в виду, что помимо дуальных взглядов (неврозов) нет более ничего, что можно было бы иметь. Что такое дуальные взгляды? Это всепроникающее опознавание свой-чужой
25. Если называют храбрым, значит, ты победил ненависть
26. Размышляй: «Поскольку моё страдание выдумано и не существует, то таковы же страдания всех живых существ». Но если в процессе такого размышления, даже развив великое сострадание из любви к живым существам, ты привязался к этой точке зрения, то немедленно отвяжись! Точки зрения проистекают от «любви» (притяжения) к «жизни» (инерционному движению) и «ненависти» к «смерти» (прекращению). Воздерживаясь от такой «любви», освободишься и от «ненависти» — что бы с тобой потом не случилось, привязанность к точкам зрения не будет препятствовать: освободишься от помех и сможешь толковать Доктрину всем «живым», освобождая их от рабства. Не бывает такого, чтобы, будучи сам повязан, мог развязать другого.
27. Где завязывание, а где развязывание? Цепляешься за безмятежный ум — повязан, принимаешь рождение для освобождения других — развязан.
Связан знанием, которому недостает умения, но освобождается знанием, опирающемуся на умения; связан умением без должного знания, но освобождается умением, подкрепленным знанием.
28. Созерцай тело неотделимым от болезни, а болезнь — всегда присущую телу, поскольку и болезнь, и тело живут «в моменте», а не «пребывают» в прошлом или в будущем; это называется «знание жизни».
А сохранять больное тело и не уходить — это «умение жить»
29. Коли уж ты заболел… не держись за свой ум и не отпускай его: отпустишь — безумство, вцепился — неуверенность, так что избегай обоих. Погружённый в пространство рождения-смерти, не давай ему в себя проникать, а пребывая в блаженстве, не беги от страдания.
То, что за пределами чистоты и загрязнений, и есть твоя практика.
То, что ни мирское и ни святое, являет собой твоё развитие.
Хоть и не демон, но спускаешься в ад — таково твоё поведение.
Ищешь всезнания, но не чокнутый профессор — таково твоё движение.
Исследуешь астрал, он не уходишь в чистый Свет — такова твоя практика.
Помогаешь всем живым, но не привязался — таково отношение.
Не впадаешь в истерики, но не зациклился на пустоте тела и ума.
Проходишь через три мира, но не порождаешь идей.
30. Пока боишься смерти и последующего рождения, форма, звук, запах, вкус и осязание будут теребить, а перестав бояться — получишь иммунитет ко всем ощущениям
31.В присутствии гордых своими достижениями, Будда говорил, что на пути к освобождения важно удерживаться от похоти, ненависти и тупости, а негордым объяснял что суть похоти, ненависти, глупости и есть само освобождение
32.Не погрузившись в океан, никогда не найдёшь бесценного жемчуга.
Точно так же, не нырнув в океан относительных знаний, никогда не отыщешь драгоценное всезнание.
Тот, кто прочувствовал острый дискомфорт умственного, эмоционального и телесного напряжения, отшатнулся от него, в точности занял неактивную позицию и теперь испытывает великое блаженство — он уже не способен к дальнейшему продвижению к Просветлению
33.Люди тупы, но их умы подобны обезьянам, поэтому для обучения используют страшные рассказы об адах и посмертных муках, соблюдении и нарушении запретов, помехах и не-помехах, чистоте и скверне, мирском и божественном, самсаре и нирване.
Как животных дрессируют палкой, чтобы почувствовали боль и стали легко управляемыми, так и упрямцев и закостенелых людей можно изменить лишь с помощью горьких и резких слов
…….
Отдельного упоминания заслуживает определение Просветления, данное Вималакирти:
Просветление неподвижно и не цепляется за формы (как мышление), ибо сметает их все.
Просветление невидимо, ибо лежит вне причин.
Не строит границы, ибо прекращает вспоминание и мышление.
Пресекает мышление, ибо свободно от всех точек зрения.
Спасает от поворота назад, ибо препятствует превратным мыслям.
Кладёт конец желанию, ибо воздерживается от жаждания.
Не реагирует, ибо сметает всякую привязанность.
Спокойно в самом себе, ибо не враждует с собственной природой.
Такое как есть, ибо пребывает в нерушимой Доктрине.
Стало таким, ибо достигло НАСТОЯЩЕГО.
Без полюсов, ибо сторонится как интеллекта, так и его объектов.
Беспристрастно, ибо всёохватывающе.
Замерло, ибо не вступает в рождение, бытие и смерть.
Всезнающе, ибо распознаёт умы всех живых.
Ничего не объединяет, ибо ни с чем не сражается.
Высвобождает, ибо рвёт связь с привычками.
Необнаруживаемо, ибо за пределами форм и очертаний. Безымянно, ибо «пусто».
Подобно безумному призраку, который ничего не принимает и не отвергает.
Неразрушимо, ибо всегда безмятежно в самом себе.
Абсолютно безмолвно в силу своей чистой и ясной природы.
Ничего не принимает, ибо в стороне от привязанностей.
Не отличает одного от другого, ибо бесстрастно.
Не сравнивает, ибо не занимается описаниями.
Глубокое и тончайшее, хоть и не погружается в частности, но знает всё.
…….
Далее Вималакирти наставляет Шарипутру относительно Доктрины:
Если возникли мысли о смерти и рождении, значит ты, встав на путь смерти и рождения, отошёл от Доктрины. Доктрина — абсолютна и безупречна; но если ты загрязняешься мыслью о Доктрине и даже о нирване, это загрязнение противодействует поискам Доктрины.
Доктрину невозможно практиковать, и если её берут в качестве практики, это подразумевает какой-то объект практики и не является поисками Доктрины.
Доктрина за пределами хватания и отвергания, и если ты хватаешь или отвергаешь её, это является хватанием или отверганием чего-то ещё, а не поисками Доктрины.
Доктрина за пределами местоположения, но если ты даёшь ей место, это представляет собой привязку к пространству, а никак не поиск Доктрины.
Доктрина бесформенна, но если ты, чтобы воспринять Доктрину, полагаешься на форму, это лишь отыскивание формы, а не поиски Доктрины.
Доктрина — не местопребывание, но если ты хочешь остаться в ней, это — пребывание в предметной, объективной Доктрине, но не поиски абсолютной Доктрины.
Доктрину невозможно ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать, ни узнать, но если ты хочешь увидеть, услышать, почувствовать и узнать её, это суть функционирование твоего различающего видения, слышания, чувствования и знания, а не поиски Доктрины.
Доктрина бездеятельна, но если ты занят мирскими деяниями, это является поисками мирского образа жизни, а не поисками Доктрины.
Поэтому, Шарипутра, поиски Доктрины не предполагают отыскивания чего бы то ни было.
………………
Манджушри спрашивает Вималакирти о том, как ему смотреть на живые существа:
Смотри на живые существа как фокусник смотрит на результаты своих фокусов; как мудрец смотрит на отражение луны в воде, как на эхо зовущего голоса, как на облака в небе, как на улетучивающуюся пену, как на пузырьки воздуха в воде,
как на пустую сердцевину сгнившего дерева,
как на вспышку молнии,
как на несуществующий в природе элемент или сигналы несуществующего органа чувств,
как на зрение слепого,
как на след птицы в воздухе, как на ребёнка бесплодной женщины, как на сон о пробуждении во сне, как на дым без огня.
Дальнейшая серия ответов Вималакирти на вопросы Манджушри раскладывает всё по полочкам:
Как избежать любви к рождению и страха к смерти?
— Черпай силу в достижениях Победителя. — Как?
— Освобождай все живые существа.
— А как их освобождать?
— Устраняй стереотипы, снимай неврозы.
— Каким образом?
— Поддерживай полное внимание.
— Как его поддерживать?
— Внимательно оберегай нерождённое и неумирающее.
— Что есть нерождённое и что есть неумирающее?
— Нерождённое есть зло, которое не возникает, а неумирающее есть добро, которое не кончается.
— Откуда возникают добро и зло?
— Из тела.
— Откуда возникает тело?
— Из желания.
— Откуда возникает желание?
— Из выдуманных отличий «свой-чужой».
— Откуда берутся выдуманные отличия?
— Из искажённого непрямого мышления.
— Откуда возникает искажённое мышление? — Из непостоянства.
— Откуда берется непостоянство?
— Непостоянство ниоткуда не берется, Манджушри, это из него берутся все вещи.



Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует куки для улучшения вашего опыта. Мы предполагаем, что вы в порядке с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Далее