Рабочие техники манипуляции и внушения

Иногда с некоторым удивлением обнаруживаешь, что хочешь сказать некоторой очень привлекательной особе, что она очень привлекательная, но понимаешь, что сделать этого не можешь.

В силу каких-то странных и таинственных причин.

Чувствуешь себя этаким Буратино, которому папа Карло забыл прорезать рот.Или начинаешь подозревать, что у тебя специфический паралич языковых мышц.

Или как-то по особенному понимаешь рыб, которые открывают рот и закрывают, открывают и закрывают, а звуков при этом не издают.

Ну а если и можешь что-то сказать, то к делу эти звуки явно не относятся, а что-нибудь обязательно про погоду и политическую обстановку на Северном Кавказе.

И что делать в таких случаях?

Как обмануть незадачливую неловкость и неуверенность?

Сомнения и беспокойства понятны — а вдруг моя искренняя и сердечная реплика, мой комплимент и мои тайные слова будут восприняты как-то по-другому и истолкованы неоднозначно, или однозначно, но наоборот?

Совершенно невозможно этого допустить!

Поэтому задача вроде бы как труднейшая: и с собственной неуверенностью и нерешительностью справиться, и суметь сказать так, чтобы симпатичный человек понял это именно в том самом смысле, который вы хотели вложить в свои слова.

И чтобы ваши слова отозвались бы в нем пониманием, теплом и приятностью.

Ведь, — согласитесь, — всегда приятно, когда тебе говорят, что ты — самый и самый со знаком плюс человек на свете!

Безусловно, на все ваши сомнения и тревоги — а как сказать другому человеку добрые слова, как выразить ему свое восхищение, как признаться в любви, в конце концов, — на все это можно начать долгий разговор о том, что как важно поднять собственную самооценку, быть уверенным в себе и своих силах, быть решительным и храбрым. Конечно, можно начать.

А можно и не начинать. И вообще помолчать на эту тему. Потому как если вы с высокой самооценкой, смелый, храбрый, решительный, обаятельный, с чувством собственного достоинства и уверенный в себе человек, — то и язык у вас подвешен и чувствует себя превосходно, и нужные слова находятся, и обаяния хватает.

И можно даже предположить, что в большей мере проблемы — как сказать, насколько вы хороши и насколько приятно вас видеть — волнуют других людей, которые окружают столь достойного члена общества и пишут на бумаге комплименты и нужные слова, чтобы не сбиться и не ошибиться.

Так что я предпочту не начинать разговоры о повышении вашей самооценки — хотя бы в силу того, что повышать ее можно долго, а измерить, насколько она повысилась — не так просто.

Да и признаться в тайных чувствах хочется сейчас, а не через полгода, верно?

И раз нужны решительные меры при нерешительности ситуаций, то требуется нам некий спасительный рецепт скоростного обучения искусству говорить комплименты. И такие рецепты у нас с вами имеется.

Рецепты, которые позволят вам в кратчайшие сроки научиться говорить интересующему вас человеку самые фантастические слова, о которых вы и подумать не смели.

И все эти ваши слова будут восприняты исключительно положительно.

Более того: вы сможете сказать все то, что хотели, — и никогда не услышите в ответ что-то вроде: «извини, но у меня есть другой», или там: «мы можем быть только друзьями»…

С помощью этих рецептов вы говорите все, что только захотите — легко, свободно и открыто. С полной уверенностью в том, что это будет принято, и что ваши слова будут бальзамом и вкусным лекарством.

Думаете, что это невозможно?

Еще как возможно! Настолько возможно, что возможностям вашим не будет никакого предела. Говорим, что угодно. Говорим, что захотим. Говорим, к чему побуждает нас наше биение сердец и движения души. Но — особыми секретными способами. И сейчас я расскажу вам, что это за способы такие, как их применять и почему они работают безотказно.

Как тебе это удается?!

Начнем с простого. Вот этот прием вы на все сто процентов часто видите в рекламе. Смысл его сводится к тому, что человеку задается вопрос — а как это у него получается всегда быть таким, какой он есть?

Например, одна рекламная девушка говорит другой рекламной девушке — слушай, у тебя так здорово получается готовить — поделись секретом! На что девушка, которой только что сказали такой комплимент, объясняет, что все дело — в какой-то там кастрюле или особенных соусах.

В рекламе это правильно, потому как если секрет в самом человеке, то и не надо покупать ни кастрюлю, ни соусы. А вот в жизни секрет желательно соотносить непосредственно с самим человеком, и пусть он начинает «оправдываться» за все свои прекрасные качества.

Пусть сама объясняет, почему она такая замечательная!

Вы находитесь в выигрышном положении, так как повествовательный комплимент вы подменили на вопросительный, а искреннее отношение — на искренний интерес.

Очень часто это выгодная позиция не только для вас, но и для человека, которому вы это говорите, потому как на лобовые комплименты реагировать тоже довольно трудно.

А удаваться человеку может все — хорошо выглядеть, стильно одеваться, отлично танцевать, умело выполнять поставленную работу, быть обаятельным и привлекательным, и так далее, и тому подобное.

Мне нужен твой совет.

Это — хороший способ привлечь на свою сторону симпатичного мужчину.

Мужчины раздуваются от гордости, когда их признают компетентными в любых вопросах, или подчеркивают их особенный ум и понимание жизни. Попросите у него совет: как поступить в некоторой сложной для вас ситуации?

Ситуацию можно придумать, не обязательно предлагать настоящую. Объясните ему в контексте разговора, почему вы выбрали именно его и почему именно к нему обратились за советом.

И с помощью подобного отвлекающего маневра вы сможете сказать ему все то, что желает ваше сердце. «Миша (Ваня, Дима, Андрей), ты как самый умный, наверняка поможешь мне разобраться в одном вопросе, и я думаю, что лучше тебя этого никто сделать не сможет, — вот мне и нужен твой совет, твой опыт и твое умение правильно смотреть на вещи…»

Как твои дела?

Отличный повод сообщить человеку то, что вы о нем думаете, не делая это прямолинейно — включить его в систему неких ценных для вас переживаний, которые создают вам настроение и наполняют ваше сердце энергией дня.

«Все хорошо, настроение отличное, солнце светит, скоро весна, тепло, хорошо выглядишь, очень рада тебя видеть, чувствую себя превосходно, все просто здорово!»

Очень забавная такая техника, похожая на американские горки. Есть и другой ее вариант — более сложный, но и более эффективный. В нем вы предлагаете собеседнику стать полноценным участником наблюдения за окружающим миром, который вызывает ваше восхищение и восторг.

И на вопрос: «Как дела?» можно ответить примерно таким образом: «О-о-о, мои дела выглядят превосходно, — посмотри, солнце светит (все сопровождаете легкими указательными жестами), небо ясное, тепло и уютно, ты выглядишь прекрасно, — просто глаз радуется, воздух свежий, настроение хорошее, хочется сделать что-нибудь полезное и интересное, а у тебя какие планы на сегодня?»… Обратите внимание, что в первой из двух предложенных техник лучше всего говорить в быстром темпе, а во втором — гораздо медленнее, более плавно и размеренно.

Вы как бы предлагаете собеседнику посмотреть со стороны положительные стороны окружающего мира, где он сам окажется одной из этих сторон.

Техника любовных кавычек.

Рассказывая действие фильма, пересказывая книгу или просто занимательную историю, вы можете несколько изменить форму вашего повествования и говорить о героях этой истории или действия не в третьем лице, как это принято («…и тут он ей говорит, что она прекрасна, она самая лучшая, и он ее очень любит…»), а во втором: «И тут он ей говорит: ты прекрасна, ты самая лучшая, и я очень тебя люблю…», вплетая, таким образом, в ваш рассказ самые замысловатые комплименты вот в такой замаскированной форме.

Все дело в том, что наше подсознание (в отличие от сознания) воспринимает подобный текст буквально, и поделать с этим совершенно ничего нельзя!

В форме текста, оно, конечно, не сработает, а вот когда вы будете пересказывать некоторую историю вслух — техника сработает!

Разумеется, это не значит, что человек, которому вы расскажете подобную историю, немедленно откликнется к вам ответным чувством и бросится на шею.

Но это значит, что теперь вы можете говорить человеку то, что вы хотите ему сказать, быть уверенными в том, что он это обязательно услышит, и знать, что его (ее) подсознание обязательно примет это на свой счет.

Что в имени тебе моем?

Ну эта техника — уже чистой воды гипноз. Хотите стать немного гипнотизерами?

Прежде, чем сообщить человеку нечто важное, назовите его по имени!

Когда человек слышит свое имя, то его внимание к тому, что вы говорите, возрастает в несколько раз!

А если мы соединим это с техникой «Как твои дела?», то получим следующий текст: «О-о-о, мои дела выглядят превосходно, — посмотри, солнце светит, небо ясное, тепло и уютно, вот Наташа (Лена, Марина, Юля) выглядит прекрасно, — просто глаз радуется, и воздух свежий, и настроение хорошее, и хочется сделать что-нибудь полезное и интересное, а у тебя какие планы на сегодня?!..»

Обратите внимание на парадокс — мы говорим о человеке, которому смотрим в глаза, так, как если бы мы разговаривали с трехлетним ребенком.

«Ваня самый красивый, Ванечка выглядит хорошо», а не — «Ты самый красивый и выглядишь хорошо».

Одновременно включаются две сложные психологические программы — ориентировочный рефлекс на уровне второй сигнальной системы (человеческая речь) и так называемая возрастная регрессия, когда человек оказывается в ситуации ребенка.

Согласитесь, что ребенку почему-то очень легко говорить самые лесные слова, и все всегда делают это с большим удовольствием.

Давай я скажу, что я этого никогда не скажу!

Интересный способ сказать человеку все то, что вы хотите ему сказать, а затем подчеркнуть, что вы этого не говорили. Данную технику, кстати, активно использовал Кашпировский в своих массовых сеансах гипноза.

«И я не буду говорить о том, что нужно расслабиться, и что ваше дыхание становится ровным, и ваше тело расслабляется, и вы все больше и больше погружаетесь в транс.

И я не буду говорить об этом сейчас. Не буду говорить и в дальнейшем». Вот, примерно, так говорил наш известный в прошлом гипнотизер. И результаты этого вам доподлинно известны.

Соответственно, вы можете попробовать и поупражняться точно таким же способом: «Конечно, мне очень хочется сказать тебе, что ты мне нравишься, и я очень рад тебя видеть, но я настолько робок и нерешителен, что не смогу произнести и одного слова».

Вот представьте себе ситуацию: сидит себе психолог в своем психологическом кресле, а напротив него пациентка, и пациентка психологу очень нравится, но он на работе и испытывать чувства помимо научных и профессиональных к своим пациенткам ему очень не рекомендуется, поэтому он говорит примерно следующее:

«…Вы знаете, — поймите меня правильно — я не имею права этого говорить и не могу говорить о том, что я искренне восхищаюсь вами, и что вы — самый прекрасный человек из всех, которого я когда-либо только встречал на белом свете.

Вы — самая красивая, обаятельная, восхитительная и прекрасная женщина, и я счастлив, что имею возможность быть рядом с вами и слышать вас, и смотреть на вас, и думать про себя все то, что мне никак нельзя говорить вслух, все эти слова, все мои ощущения, все то тепло и счастье, которое я испытываю и которое переполняет мое сердце.

И я говорю вам это потому, что осознаю свою ответственность и хочу сказать вам, что мне нельзя это говорить, и я не смогу все это сказать прямо сейчас, как бы сильно и отчаянно мне этого не хотелось…»

Я осознаю, что приведенные мной способы на самом деле не всегда просты и легкомысленны, они требуют некоторой взвешенности слов и хотят, чтобы вы вспомнили — жизнь во многом напоминает игру и когда мы играем, то мы учимся вполне серьезным вещам и можем принимать ответственные решения.

Многому ли научится ребенок, который не играет в игры, и не испытывает восхищения и восторга от самого процесса игры?! И никто не сможет упрекнуть его в том, что он занят несерьезным делом, потому что игра — это самое серьезное и ответственное, что есть в нашей жизни.

И если вы осознаете, что играете, если вы понимаете, что играете, и если вы знаете — для чего вы играете и к какой цели стремитесь, — то все у вас получится, все у вас будет хорошо и вы сможете добиться самых замечательных результатов! Так что играйте на здоровье! И удачи вам в этом интересном и полезном деле!

 

Как убеждать и влиять на людей?

Любая попытка в резкой форме навязать нужное мнение повлечет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда противодействует ограничению свободы выбора. Всякое влияние может содержать в себе элементы внушения и убеждения, но в разном количестве. Вот структура убеждающего воздействия и методы воздействия убеждением.

Убеждение — это способ воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Используя метод убеждения, психологи выходят из того, что оно нацелено под интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:

  • логика убеждения должна быть доступной интеллекту цели воздействия;
  • убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные человеку;
  • помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать обобщенные положения (идеи, принципы);
  • убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;
  • сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызвать эмоциональную реакцию.

 

Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений.

Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

Важная характеристика убежденности — ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности, и многими другими факторами.

Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Как показывает практика, для того чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических выводов. Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:

  • Когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию.
  • Если человек психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор цели психологического воздействия и содержание общения.
  • Человек способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.
  • Если есть время убеждать. Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс.

 

Структура убеждающего воздействия

Убеждающее воздействие обычно включает:

  • воздействие источника информации;
  • воздействие содержания информации;
  • воздействие ситуации информирования.

Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как воспринимающие его люди относятся к источнику информации.

Воздействие содержания информации. Во-первых, воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.

Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается. Доказательность не включает в себя автоматически убедительность.

Специалисты исходят из того, что:

  • содержание информационных материалов должно быть хорошо продумано и соответствовать законам формальной логики;
  • конкретное в содержании информационного сообщения кажется убедительнее абстрактного;
  • чем динамичнее текст, чем ярче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше он привлекает внимание;
  • лучше воспринимается то, что близко интересам и потребностям объекта воз действия;
  • лучше осмысливается то, что преподносится небольшими смысловыми частями (блоками);
  • лучше усваивается то, что вызывает эмоциональный отклик у объекта воздействия;
  • лучше воспринимается, осмысливается и усваивается тот материал, который преподносится в соответствии с национальными традициями восприятия объекта.

 

Убеждение не может сводиться к простому изложению той информации, в правильности которой стремятся убедить противника, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует гораздо больше способов убеждать людей.

 

Выделяют три основные категории аргументов для убеждения:

  1. Истинные факты. Содержащаяся в тексте сообщения неопровержимая информация настраивает людей на оценку всего текста (в том числе его рекомендаций) как правильного.
  2. Аргументы, дающие психологическое удовлетворение, поскольку они апеллируют к позитивным ожиданиям.
  3. Аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям.

 

По способу представления аргументов различают так называемые «односторонние» и «двусторонние» сообщения.

«Одностороннее сообщение» — это текст, который содержит аргументы только источника информации. Такие сообщения более эффективны в случае, когда объект психологического воздействия не испытывает враждебных чувств по отношению к источнику информации и вдобавок отличается низким уровнем образования. Человек в таком случае способен относительно легко принять точку зрения источника информации. «Одностороннее сообщение» можно также использовать для убеждающего воздействия на людей, имеющих разный образовательный уровень.

«Двустороннее сообщение» содержит как аргументы источника информации, так и контраргументы противника, которые предстоит разоблачить. Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной деятельности объекта, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него суждений.

«Двустороннее сообщение» ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок. «Двустороннее сообщение» в то же время как бы упреждает аргументацию противника и создает предпосылку для выработки определенного иммунитета против нее.

 

Порядок расположения аргументов тоже имеет значение. В частности, будет разумно располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки («сильные аргументы»), перед любой другой, не связанной с решением этой задачи. В большинстве случаев наиболее действенным считают расположение «сильных аргументов» в середине текста сообщения (так называемая «пирамидальная модель» воздействия).

Эффективность же текстов с «сильными аргументами», расположенными в начале и в конце сообщения, зависит от установок объекта психологического воздействия. Если он проявляет значительный интерес к теме сообщения (т. е. у него имеются по этому вопросу положительные установки), то более эффективен текст, в котором «сильные аргументы» содержатся в конце сообщения (так называемая «кульминационная модель» воздействия).

Если же человек относится к теме сообщения безразлично, то лучше разместить «сильные аргументы» в начале текста («антикульминационная модель»), чтобы сразу привлечь необходимое внимание.

Воздействие убеждающего сообщения на противника во многом зависит от того, какие призывы (лозунги) в нем подобраны и как они подаются. Различают:

  1. Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении сильных прямых аргументов.
  2. Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний.
  3. Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.

 

Осуществление убеждающего воздействия

Для получения максимального эффекта убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:

  1. Быть правильно ориентированным и плановым.
  2. Быть направленным на конкретный объект.
  3. Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную сферу психики объекта.
  4. Быть направленным на инициирование определенного поведения.

 

Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:

1. Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии.

2. Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.

3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации.

К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время, кроме того, относят:

  • создание имиджа «особой осведомленности» о тех событиях, которые в силу каких-то причин замалчиваются официальными источниками (это достигается передачей фактов, достоверность которых известна или может быть легко проверена);
  • создание имиджа «объективности, независимости и альтернативности», что достигается цитированием документов, оценок экспертов, мнений очевидцев событий и т. д.

4. Принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации.

 

Методы воздействия убеждением

Убеждение подразумевает «мягкое» воздействие на человека, ставящее целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание объекта.

Метод убеждения используется для:

  • долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;
  • привлечения к сотрудничеству;
  • побуждения объекта к нужному поступку.

 

По техническому исполнению убеждение представляет собой явную, иной раз и скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием.

Каждый человек имеет свой настрой в отношении к чему-либо или кому-либо. Существуют три градации подобного настроя:

  • явная симпатия (склонность к принятию чего-либо);
  • безразличие (с легким смещением в ту или иную сторону);
  • отрицание (неприятие).

 

Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора.

Для изменения отношения индивида к чему-либо нужно переориентировать его настрой. Следует учитывать, что:

  • в поединке разума и установки чаще побеждает установка;
  • в ходе перемены установок человеку надо показать направленность и содержание необходимых изменений; все это должно быть им воспринято и понято;
  • изменения произойдут тем успешнее, чем созвучнее они потребностям и мотивациям объекта;
  • проще всего перестраиваются установки, которые не имеют принципиального (жизненно важного) значения для человека;
  • в случае полностью негативной установки ее переориентация обычно требует специальных усложненных методов перепрограммирования психики («промывания мозгов») персоны.

 

В зависимости от условий ситуации и конкретных особенностей объекта, его можно попытаться убедить прямо (в ходе беседы) либо косвенно (через инспирированные акции), действуя при этом:

  • акцентированно-логично;
  • императивно (категорично);
  • эксцитативно (растравливанием эмоций);
  • альтернативно (сведением проблемы к выбору «или-или»).

 

Всякое воздействие содержит в себе элементы внушения и убеждения, но в разных пропорциях. Проще убеждать тех, кто имеет:

  • яркое живое воображение;
  • ориентацию скорее на других, чем на себя;
  • несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты).

 

Трудно поддаются убеждению лица с:

  • явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать как следствие желания доминировать над окружающими);
  • сильным духом критицизма;
  • неизменной готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас).

 

Заключение

Сегодня мы разобрали тему убеждения, с достаточно научной точки зрения. Вот что удалось выяснить, исходя из материала выше:

Перед началом общения с «целью», следует добротно подготовить человека с рядом подводящих предварительных бесед с тем, чтобы последующее воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью. В противном случае, исход беседы и дальнейшего общения будет отрицательным.

Комментарии закрыты.

Этот сайт использует куки для улучшения вашего опыта. Мы предполагаем, что вы в порядке с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять Далее